Деление земли Израиля между коленами (племенами)Упоение победами не дали Иисусу Навину потерять самоконтроль и на сильные Гезер и Иерусалим он по-прежнему не шел. Всю захваченную землю еще при Навине разделили между десятью кланами, причем, во избежание обид, бросали жребий. Два других клана - Гад и Реувен остались на восточном берегу Иордана и в дележе Земли Обетованной участия не принимали. Если перед вами лежит карта современного Израиля и окрестностей, то глядя на нее, можно понять, что кому досталось. Щедрой рукой клан Симеона получил Негев примерно от линии современных Беер-Шевы и Газы и дальше на юг. Иуда получил нагорье от Иерусалима на юг, включая Хеврон. Клан Беньямина (Вениамина) получил немного земли к северу от Иерусалима, там, где сейчас Рамалла. К северу от клана Беньямина Эфраим получил область Шило, где и сейчас есть Шило и новый городок Ариэль, а также Лод и выход к морю у Яффо. Реально то, что сейчас называется в Израиле областью Гуш-Дан, должно называться Гуш-Эфраим. Большой кусок вокруг современных Шхема и Дженина получил клан Манассии (Менаше), плюс выход к морю от современной Нетании до Хайфы, но этот клан был крупным, поэтому в довесок ему достались Голанские высоты и прилегающий к ним кусок современной Сирии. Но на Голанских высотах было княжество Башан, поэтому реально Менаше осел в Иордании к югу от реки Ярмук, впадающей в Иордан. Изреельскую долину с современными Афулой и Бейт-Шеаном занял Иссахар. Еще севернее и ближе к морю напротив Хайфы и Акко расположился клан Звулона. Надел Неффалима (Нафтали) лежал чуть выше озера Киннерет (Тивериадское море, Галилейское море) вокруг современного Цфата и вплоть до Кирьят-Шмоны. Клану Ашера помимо Акко и Хайфского залива нашлось место в южном Ливане до реки Литани. Наконец, клану Дана предстояло освоить прибрежную равнину к югу от современных Тель-Авива-Яффо и Лода, то есть те места, где сейчас лежат Бат-Ям, Холон и Ришон-ЛеЦион. Соседи, однако, у Дана оказались на редкость негостеприимными, особенно когда на берега Ханаана приплыли филистимляне, и клану пришлось перекочевать на самый север к Кирьят-Шмоне, истокам Иордана и горе Хермон, где он и обосновался. Произошло это уже во времена судей. Распределив захваченную землю по кланам, Навин не установил какой-либо общей столицы народа или государства. Ковчег Завета, правда, он поставил в Шхеме (современном Наблусе), народ на совет собирал тоже в Шхем. Позже Ковчег неоднократно менял место своего пребывания. Так, этот город стал неофициальной столицей евреев Ханаана. В Бронзовом веке этот город процветал, особенно его лелеяли гиксосы, но потом, когда египтяне гнали гиксосов вон и возвращали Палестину себе, город разрушили до камешков. Лишь через век после этой войны город отстроился снова. Его царек стал вассалом Египта, но вассалил он плохо. В египетских архивах (архив Амарны) сохранились кляузы на правителя Шхема Лабаи и его сына, которые самочинно позволили евреям (хабиру) жить на их землях и вообще имели сношения с соседними народами, неподвластными Египту. Именно в этом ранее известном евреям городе и стояла святыня еврейского народа.
|