Война евреев с ханаанцамирабов. Рабов и отправляли на строительство дворцов, не отрывать же крестьян от посевной и недоенных коров. Торговля появилась не от необходимости а от тяги к роскоши. Предметами первой необходимости едой, питьем, простой одеждой, обувью, жильем, орудиями труда в поле и в мастерской к-ждый народ мог обеспечить себя сам. Но вот где-то добывают золото, а в Ханаане его нет. Где-то научились делать стеклянные вазочки, тонкие ткани, краски, фигурки из слоновой кости, папирус или пергамент. Большинству населения этого не надо. Они все равно поле пашут без всяких вазочек, женщины коров доят без всяких духов и пергамент им неграмотным ни к чему Но царский двор и несколько семей побогаче - это другое дело. Однако хорошо торговать не получилось. Из-за упадка в Египте и Месопотамии и из-за распада Хеттской империи международная торговля как-раз была в кризисе. Именно из-за этого, кстати, время судей наиболее слабо документировано, и у нас практически ничего нет из документов кроме самой Книги Судей. Нечастые караваны обходили третьестепенные ханаанские княжества стороной. Оставалось богатеть только посредством войн, и войны начались снова. Войн было много, но одна из них, «война против Сисары», имела особенное значение. На севере страны, в Галилее, прежние цари Ханаана оставались в силе. Минуло уже сто лет как евреи осели в Галилее, но, пользуясь их разобщенностью, хананеи подчинили себе часть кланов. Они евреев не перерезали и не погнали в отместку за подвиги Навина, но заставили колена Звулона, Нафтали и Иссахара платить им дань. И дань платилась 20 лет! Наконец евреи сказали - хватит. Собралось ополчение Звулона и Нафтали, ведомое полководцем Бараком, а ему навстречу царь Ханаана послал свою армию под командованием воеводы Сисары. Земли евреев и хананеев в Галилее замысловато переплетались. Так, евреи компактно жили на горе Карамель, но сельские угодья по берегам соседней речки Кишон хананеи им не уступили. Мегиддо тоже был еще не еврейским. Из Мегиддо Сисара и повел свое войско на север через широкую равнину. Он и думал, что битва с евреями произойдет на равнине, поэтому уповал особенно на свои колесницы. Но евреи расположились на горе Фавор (Табор). К этому времени к месту битвы во фланг неприятелю подтянулось второе ополчение евреев Менаше и Беньямина, которое вела женщина пророчица и судья Девора. Больше никто из евреев воевать не пошел. Видимо, Сисара был недалекого ума полководец, поэтому быстро принять решение, сообразное с новыми обстоятельствами, он не смог. Враг на горе, а он все равно погнал в атаку свои колесницы. В гору тяжелые колесницы шли не ахти, войско замялось, последовала молниеносная скоординированная атака евреев сверху вниз, во фланг и тыл, и хананеев разбили наголову. Сам Сисара бросился спасать свою жизнь и рванул на север. Он бежал долго, за ним организовали погоню. Он добежал до одинокого шатра, из которого вышла женщина по имени Иаиль (Яэль), предложила у нее укрыться и нацедила горе-воину из меха с молоком целую пиалу. Холодильников не было, молоко успело побродить, и усталый и пьяненький от этого кумыса Сисара крепко уснул. А Иаиль взяла колышек от своей палатки, молоток и пробила этим колышком Сисаре голову причем насмерть. Так закончилась эта война полным поражением ханаанцев и убийством их предводителя Сисары.
|