Египтяне выгоняют гиксосовреки, Аварис, была взята. В 1567 г. до н. э. гиксосов окончательно выгнали из страны. Сделал это молодой подающий надежды фараон Ахмоз. Египет снова стал египетским, остатки гиксосов снова ушли в Азию, но евреи за ними не последовали и остались у берегов Нила. За ними последовали как раз египтяне и гнали гиксосов до Газы. Идти, кстати, евреям особенно было некуда. Практически сразу после того, как страна избавилась от иностранных правителей, новые ее родные фараоны сами двинулись в Палестину. К 1530 г. они вернули себе Синай, фараон же Тутмос I (1526 - 1512 г. до н. э.) захватил всю землю Ханаанскую и дошел до берегов Евфрата. Никакой «исход» из раздвинувшего свои границы Египта стал невозможен. Египтяне собрали многоликую армию наемников из негров, азиатов, нубийцев и берберов и ринулись в Палестину догонять разбитых гиксосов. Теперь фараоны поняли ошибки прошлого, и их палестинские торговые фактории превратились в крепости и посты раннего оповещения. Теперь никто не придет из пустыни нежданно-негаданно. Разбив гиксосов, оккупировав землю Ханаанскую и создав вокруг несколько вассальных буферных государств, египтяне утвердились в Азии. У истоков рек Междуречья было в то время сильное государство Митанни, которое египтяне покорить не смогли. В 1400 г. до н. э. они подписали с ним мир, на который правитель Митанни охотно пошел, так как с севера к его границам вплотную подступило сильное государство хеттов. Перестав воевать, египтяне снова озаботились торговлей. Зерна у них было вдоволь своего, но их заинтересовал обсидиан (или обсидан, как иногда неправильно пишут это слово), натуральное стекло - застывшая остекленевшая черная лава. Лучшие зеркала древности - это отполированные пластины обсидиана. Обсидиан можно колоть, причем скол получается острым как отбитое горлышко бутылки. Бронзовый век дал миру серп и молот, но бронза быстро тупилась. На изгиб деревянного серпа лепили осколки обсидиана и каждый египетский селянин был рад иметь такой серп. А лепили осколки при помощи битума. Битум же находили на берегах Мертвого моря, и торговля им шла из Иерихона. Возможно, именно поэтому Иерихон и стал первым городом на Земле. Обсидиан же находили на территории современной Турции и на Армянском нагорье. Шел он в Египет по караванному пути вдоль Средиземного моря, а битум шел от южного края Мертвого моря, где его путь сливался с путем от городов Междуречья. Ко времени присутствия египтян в Палестине относятся и первые упоминания о Иерусалиме. Эти достоверные письменные сведения о существовании Иерусалима относятся к XIV в. до н. э. Они связаны со всемирно известным «эль-амарнским архивом» - перепиской египетского фараона Аменхотепа 14. Ее обнаружили в Египте в 1887 - 1888 гг., в местечке Телль Эль-Амарна, скрывавшем под собой остатки города Ахетатона, египетской столицы того времени. Шесть писем из этого архива принадлежали правителю Иерусалима Абди-Хебу. Среди этих писем было обнаружено послание, относящееся к 14 в. до н. э., в котором этот правитель Иерусалима извещает фараона Эхнатона об опасности, нависшей над городом из-за вторжения в Ханаан племени хабиру (речь идет, по-видимому, о евреях, не ушедших в Еги-
|