Еврейский алфавитмы не нашли ранней еврейскои письменности до сих пор, при всеи тщательности современных раскопок. Тогда появились другие теории. Одна полагала, что евреи писали, и писали много, но ранние тексты были специально уничтожены, так как не отвечали требованиям более позднего официального иудаизма. А войны с вавилонянами, греками и римлянами довершили уничтожение этих ранних текстов. Вторая теория упирала на то, что ранние тексты писались на папирусе или пергаменте, но климат Палестины в то далекое время был мягок и влажен, поэтому все погнило, кроме Кумранских рукописей в сухой и горячей долине Мертвого моря. Но на сегодняшний день уже найдены обрывки папируса с текстами на иврите и эта теория увядает. Реально же дело в том, что еврейский алфавит возник относительно поздно. Обычно считается, что буквенный алфавит, в противовес иероглифам, был изобретен соседями евреев по Палестине финикийцами. Но дело обстоит несколько сложнее. Получается у нас примерно следующая картина. Задолго до времени Патриархов существовал на Ближнем Востоке неизвестно кем изобретенный первоначальный алфавит - северо-семитский. Этот первый алфавит дал жизнь южно-семитскому, ханаанскому и арамейскому алфавитам. Южно-семитский алфавит быстро увял и сохранился лишь у эфиопов. Зато ханаанский и арамейский распространились широко. От ханаанского алфавита пошли греческий, финикийский и ранний еврейский. Финикийское письмо исчезло с финикийцами, а от греческого пошли кириллица и современные сербские, болгарские и русские письмена, а также этруский алфавит, который перерос в латынь и далее в современные алфавиты Западной Европы. Ранний еврейский алфавит увял после разрушения первого Храма и сохранился лишь у самаритян. От арамейского же алфавита прослеживается начало многих азиатских алфавитов включая квадратное еврейское письмо, индийские письмена, пахлави, сирийский, набатейский, нео-синайский и арабский алфавиты. Пахлави дал жизнь согдианскому, уйгурскому и монгольскому письму, а из квадратного еврейского письма родился современный алфавит иврита. Таким образом, Авраам, может быть, и мог писать, а Моисей уж и точно писал, но пользоваться они могли иероглифами, клинописью, ханаанским или арамейским письмом. Поэтому даже если археологи и найдут личную печать с именем Исаак, они не смогут доказать, что эта печать принадлежала именно еврею. Письменный иврит со своим собственным алфавитом появился, скорее всего, с централизацией государства при царях Сауле, Давиде и Соломоне. Поэтому именно от этого времени и дошли до нас первые надписи на иврите. Археологи откопали множество личных печатей, остраконов, гирек и посуды с надписями, чтобы проследить развитие еврейского алфавита, шрифта и самого языка. Надписи также являются обязательной частью монет. но самые старые из найденных еврейских монет относятся к V в. до н. э., то есть через примерно 500 лет после царствования Давида. Узнали археологи также, что неоднократно упомянутые в Торе моавитяне говорили на языке столь близком к древнееврейскому, что его можно считать диалектом иврита При Давиде и Соломоне у евреев появилась возможность записать Тору и
|