Смерть Иосифани разу не обращается, хотя априори мы понимаем, что все его возвышение при дворе фараона - это промысел Божий. Библия рассказывает, что фараон сделал Иосифа правителем страны, «надзирателем, ниже только себя». Но дело в том, что Древнем Египте почти за всю его историю должности «канцлера» или «премьер-министра» просто не существовало. Правил фараон сам. Он имел при себе советников. Несколько самых приближенных именовались «Хранителями секретов царского дома». Они советовали, они знали пароли для прохода во внутренние помещения дворца и имели доступ к казне. Другую группу приближенных именовали «Хранителями секретов всех царских слов». Это были придворные в самом прямом смысле слова. Их функции были служить и развлекать фараона. Наконец, были еще и «Хранители секретов небес». Эта группа состояла из жрецов и знатоков ритуалов. При дворе служили также врачи, прорицатели, писцы и маги. Распорядок царского двора и все управление государством держалось на строгом соблюдении многочисленных религиозных культов, так как сам фараон обычно именовался сыном бога. Из иностранцев при фараоне обычно служили наемники личной охраны. Многие должности в государстве переходили от отца к сыну. Все эти подробности собрал воедино французский историк Ж. Масперо еще в конце XIX в. в своем многотомном труде «История Египта, Халдеи, Сирии, Вавилонии и Ассирии». Это правда, что в отдельных династиях действительно существовала должность «визиря», который, например, носил парик как знак своей верховной должности, но на эту должность попадал обычно родственник фараона. Пришельцу Иосифу, при всех его талантах, пробиться в эту мафию и занять в ней видное место было практически невозможно. Но этого мало. 50:26 И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте. Бытие Очень странным представляется этот ритуал по отношению к еврею. Бальзамирование было не просто знаком уважения, а основывалось на специфике египетской религии. Сила человека как полагали египтяне, обитает в гробнице, потустороннем мире и даже поселяется в изваяниях умершего. Представления о том, что после смерти человека его загробные субстанции связаны с местом его погребения, вызвало стремление сохранить тело от разрушения, то есть набальзамировать его. Мы не находим в иудаизме аналогичных установок, поэтому мумификация Иосифа вызывает вопросы. Конечно, Иосиф за свою долгую счастливую жизнь в стране фараонов мог совершенно оегиптяниться, но погребали - то его все же евреи, недавние пришельцы из земли Ханаанской. По всей видимости, египтяне взяли на себя все хлопоты о Иосифе, как о человеке государственном. Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Их секрет бальзамирования на веки утерян; однако трупы умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Процедура бальзамирования достаточно подробно описана Геродотом в середине V в. до н. э. и мы можем себе представить, что сделали с усопшим Иосифом. Лучший из способов, согласно Ге-
|