Евреи в Египтебыл подкреплен строительством новой столицы государства и многочисленными храмами. Продержался этот культ десять лет, фараон умер, а новый фараон Тутанхамон (правил 1361 - 1352 гг. до н. э.) сразу по восшествии на престол культ Солнца упразднил и вернул Египет к многобожию. Но зерно было брошено и сама идея, что в принципе бог может быть и один, осталась. Вряд ли культ Атона повлиял на Моисея. Атон и Господь очень несхожи. Господь, помимо того, что он антропоморфен, то есть по облику своему похож на Адама и всех последующих людей, но еще и наделен многими человеческими чертами. Он думает, сомневается, имеет эмоции и проявляет их, пользуется памятью и речью. Иными словами, описанный в Танахе Бог - это личность и имеет свой психологический профиль. Атон же - это безликий солнечный диск, от которого в многочисленных сохранившихся изображениях отходят десятки рук-лучей. Если бы египтяне стали рисовать на этом диске веселые или грустные рожицы, как это делают сейчас художники-мультипликаторы, когда изображают солнце, тогда можно было бы говорить о том, что и Атон был личностью. Но диски на барельефах всегда безлики. Кроме этого, есть у нас указания, что евреи были монотеистами уже до того как попали в Египет. С самых истоков своего существования и развития иудейской религии народ еврейский был разделен на две группы кланов. Намеки на это в Торе есть, например, Авраам разошелся с Лотом, но продолжал поддерживать с ним родственные отношения. Первая группа, которая последовала за Иаковом в Египет, избегала называть свое божество по имени, ограничиваясь обращением к нему как к «Господу» Вторая группа, которая в Египет не пошла и осталась кочевать по землям Ближнего Востока, продолжала обращаться к своему богу по имени. Согласно словам иврита, ученые называют евреев первой группы «элохистами» (от Элохим, Господь), а евреев второй группы «яхвистами» (от Яхве, имени собственного, которое вне еврейского мира стало звучать как Иегова или Jehovah). Когда первая группа вернулась из Египта, обе части еврейского народа смешались, а обе традиции сплелись вместе в тексте Торы. Сам же народ остался раздробленным на кланы и пребывал в таком состоянии довольно долго. Однако все эти кланы знали, что они составляют народ евреев и не смешивались с другими народами. Смешанные браки были не в чести и до ухода в Египет: 27:46 И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь? 28:1 И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; Позже, при Давиде и Соломоне, народ стал более либерально относиться к бракам с иностранцами. Связано это было с тем, что евреев стало больше и исчезла опасность, что народ растворится в смешанных браках без следа. Ранние евреи остаются пастухами: 37:13 И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я.
|