Монотеизм12:10 И был голод в той земле. " сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той. Так, описав широкую дугу, евреи прокочевали через весь «плодородный полумесяц», от устьев Тигра и Евфрата, до Египта. Мы не знаем точно в какой момент произошел начальный переход этого племени от стандартного для того времени поклонения идолам и множеству богов к единобожию. Окончательный же переход в сугубый монотеизм, как рассказывает Танах (Ветхий Завет), растянулся на тысячу лет. Посетить Египет было мечтой каждого мыслящего человека того времени, как сейчас следует побывать в Париже, Лондоне и Америке. Пыльные кочевники вышли к Нилу, увидели громадье пирамид, высящиеся храмы и бритых людей и сказали себе: да, вот это и есть цивилизация, именно это и есть цивилизация. Но кочевникам в Египте делать было особенно нечего. Бесхозной плодородной земли в стране не было и на свободный выпас коз и овец нельзя было рассчитывать. Поэтому, хлебнув впечатлений и новых знаний, народ подался назад в страну мелких князьков, которые в Танахе громко именуются царями и меж владений которых, благо пограничников и шлагбаумов не имелось, можно было свободно кочевать. 13:1 И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг. 2 И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. От явления Господа Аврааму до исхода из Египта, то есть в период с 1921 по 1276 г. до н. э. по стандартной религиозной хронологии, вера в единого Бога уже была, а религии с ее законами, культом, писанием и традициями еще не было. Действительно, Авраам не получил Десяти Заповедей, Исаак не знал четких различий между чистыми и нечистыми животными, Иаков не знал как, должна выглядеть Святая Святых в Храме, а Иосиф принимал простую ванну и тогда, когда ему этого хотелось. Сама идея единобожия, или монотеизма, заключалась не только в осознании, что Бог один. Некое маленькое соседнее племя тоже могло иметь своего личного бога, тоже одного и тоже узконационального. Но в отличие от евреев такие племена уважали богов соседних племен, не выделяли своего бога как уникального и не ставили его в привилегированное положение. Во вторых, почти все племена и народы своих богов изображали, то есть были идолопоклонниками. Иудаизм запрещал идолов, и если евреям приспичивало сделать идол, они отливали или высекали не своего Бога, а богов иностранных. Отсюда золотые тельцы и частые отпадения от веры отцов. Кроме этого, евреи считали своего Бога единственным истинным богом всего мира, а прочих национальных богов и божков как пыль и опиум для народа. Чистый монотеизм, как его преподал Моисей, одно время пытались связать с культом Солнца в Древнем Египте, который был известен Моисею. Действительно, за 100 - 150 лет до Моисея фараон Египта Эхнатон (Аменхотеп), который правил с 1379 до 1362 г. до н. э., провел в Египте религиозную революцию. В 1373 г. до н. э. он отменил всех многочисленных богов и ввел культ поклонения единому богу - Солнцу, которого он назвал Атон. Культ Атона
|