Письменность древних евреев«Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа. Поэтому я не принимаю свидетелей - облачко им показалось луной». В тот день умерла мать у Бен-Заза, и рабан Гамлиэль держал большую речь. Не потому, что она была великим человеком, а для того, чтобы народ знал, что новый месяц не объявлен,- о новомесячие не говорят траурных речей». То есть был достаточно долгий период, когда высчитывать календарное время уже могли, но продолжали пользоваться и традиционным способом с двумя свидетелями. И, наконец, письменность древних евреев. Здесь нам очень не везет потому, что мы совершенно не знаем когда евреи научились писать и когда у них появился свой знаменитый еврейский алфавит. Самая ранняя дошедшая до нас запись на иврите - камень, откопанный в Гезере, с перечнем работ в поле по месяцам - относится ко времени царя Давида. Этот камень сейчас хранится в Археологическом музее в Стамбуле. Можно предположить, что Авраам был неграмотным, но очень трудно предположить, что Моисей был неграмотным. Обычно полагается, что жизнь в высокоразвитом Египте могла стимулировать развитие грамотности у евреев. Но Египет, в целом, был страной неграмотной. В это трудно поверить, глядя, как обильно его древние обелиски испещрены иероглифами, но грамотность у древних египтян не шла дальше аристократии, священников, врачей, генералов и купцов.
|