Заглавная страница сайта
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ

 -- 1. Евреи их история
 2.Евреи на службе у Селевкидов
 3. Закон о разводе у древних евреев
 4. Антиох и процесс эллинизации
 5. Империя Антиоха
 6. Указы Антиоха
 7. Маттафия и его сыновья Маккавеи организовывают восстание евреев против Антиоха
 8. Ония на службе Птолемеев
 9. Йонатан Маккавей
 10. Смерть Йонатана Маккавея, Шимон Маккавей возглавляет евреев
 11. Фарисеи и Саддукеи, убийство Шимона Маккавея
 12. Александр Яннай
 13. Книга Бен Сиры

ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
 14. Книги Маккавеев
 15. Что мог знать Ирод Великий
 16. Помпей назначает Гиркана и входит в Иерусалим
 17. Ирод наместник римлян
 18. Ирод и Марк Антоний воюют с парфянами и Антигоном

 Карта Израиля. Map of Israel.


ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ


Закон о разводе у древних евреев

обычный порядок: переживший другого супруг наследует имущество, оставшееся от умершего. Вместе с условиями брака изменился и подход к разводу. Закон о разводе, как он изложен во Второзаконии (24:1), требует, чтобы муж доставил жене разводное письмо, в котором он отказывается от нее, а она получает право на вторичный брак. Жена, по-видимому, была лишена права расторжения брака аналогичным односторонним порядком. Персидские, а после них и в большей степени греческие общественные судьи не требовали разводного письма и позволяли обеим сторонам по желанию разорвать брачный союз посредством простого публичного заявления о том, что он/она «ненавидит» супругу/супруга и, таким образом, отказывается жить вместе, - норма, которая была употребительна и в Палестине. Были аналогичные примеры и позже. Иосиф Флавий рассказывает, что иродианская принцесса Саломея развелась с мужем, а фрагменты разводного заявления от имени жены времен Бар-Кохбы сохранились в пещере около Эйн-Геди. Конечно, если жена хотела воспользоваться своим правом оставить мужа, она, в свою очередь, обязана была финансовой компенсацией мужу, размер выплачиваемой суммы заранее устанавливался в брачном контракте.

Расхождения между законами Моисея и прецедентным правом в отношении развода видны и в других правовых конфликтах. Например, запрет Торы на проценты не соблюдался ни в Иерусалиме, ни в еврейской общине в Египте, ни в еврейских общинах в империи Селевкидов. В Иерусалиме поля вокруг города, виноградники и дома-отдавались евреями в залог их братьям. В вышеупомянутом египетском Элефантине по долговым обязательствам платили до 60% в год. Следует подчеркнуть, однако, что, в отличие от египетской и палестинской практики того же времени, в птолемеевском Египте по контракту кредитор не имел права ни на детей должника, ни на его скот при отказе уплаты долга. Селевкиды были столь же передовыми в этом отношении.

Однако элементы иудаизма сохраняли свою консервативность. Национальная религия от радиуса Земли не зависит. К сожалению, мы много знаем о функционировании иерусалимского Храма в тот период, но что творилось в семьях нам не известно. Помимо молитв, связанных с едой, религиозная домашняя практика евреев остается неизвестной нам. Был ли у них обычай прикреплять мезузу к косякам дверей в их жилищах". Бен Сира, кажется, намекает на кисти, предписанные в Числах (15:38), позже, из 1 Книги Маккавеев мы знаем, что в личном владении находились списки Торы, но сколько мирян в домаккавейском Иерусалиме могли позволить себе такие дорогие манускрипты? И хотя Бен Сира настаивает на изучении премудрости, то есть Закона, но он нигде не говорит о частных чтениях из Торы.

В таком состоянии еврейский народ подошел к очередному переломному моменту своей истории. Антиоха на престоле сменил Селевк IV, а ему наследовал его брат Антиох IV. Период царствования Антиоха IV Епифана (175 - 164 rr. до н. э.) стал поворотным пунктом в истории еврейского народа. Этот Антиох не был дик-

Предыдущая страница Следующая страница



Hosted by uCoz