Книга Бен Сирыние Дамаска, чего он не добился, и поддерживала все крепости страны в боевом состоянии. Бояться ей вроде было некого, но вот случится же такое в истории - в Палестину пришли армяне. Селевкиды были на последнем издыхании, армяне, соответственно, усилились и пошли войной на соседей. Армянский царь Тигран дошел до Акко и осадил город. Пока Саломея тянула время и посылала к нему послов, римские легионы вторглись в саму Армению и Тигран спешно ушел. Когда-то Рим был союзником и защитником евреев, но теперь, когда римляне раздавили последние осколки Селевкидской империи, граница Римского государства подошла вплотную к владениям Саломеи. Вопрос захвата Хашмонейского государства Римом стал только вопросом времени. При всем том, что от греческого периода еврейской истории до нас дошли и еврейские, и греческие, и римские свидетельства, полной картины еврейской жизни к моменту прихода римлян мы не имеем. У нас по-прежнему мало еврейских книг. Духовная литература продолжала создаваться, и помимо книг Маккавеев к началу новой эры были написаны Книга Бен Сиры, Книга Юбилеев, Книга Еноха, Книга Товит и много других, зачастую очень оригинальных произведений. Но не нашли охотники за манускриптами ни одного, скажем, еврейского учебника арифметики, медицинского трактата, поваренной книги, справочника садовода-любителя, записок путешественника и другой светской литературы птолемеевско-селевкидских времен. Религиозные произведения до нас дошли, но они остались за величественными стенами Танаха и сейчас известны лишь специалистам по апокрифическим писаниям и католикам, которые включили часть из них в свою Библию. Мы не знаем истинных авторов этих книг, за исключением книги Бен Сиры. В те благие времена авторского права не было и гонораров не платили. Поэтому автор скрывал свое имя под пышным псевдонимом некоего библейского персонажа. Помимо Еноха в «авторах» могли ходить и Соломон и Даниил. Некоторые из этих книг ни в чем не противоречили учению Торы и появись они на несколько сотен лет раньше, они бы заняли свое место в Танахе. Другие книги высказывали мысли, противоречащие Торе, и хотя их анонимные авторы обычно не ставили перед собой задачи ниспровержения основ, их точки зрения сильно расходились с общепринятыми. Такие книги становились апокрифами, или «отверженными писаниями», не принимаемыми официальной теологией того времени. Народ, как и положено, апокрифами зачитывался и например, Книга Юбилеев, в которой священная история пересказана по 49-летним периодам (еврейский юбилей - это 49, то есть семью семь), после разрушения Второго Храма в 70 г. н. э. была популярна не менее самой Торы. Но вот скабрезная деталь - автор Юбилеев рассчитывал время не по еврейскому лунному календарю, а по солнечному. Книга Бен Сиры - это книга, которую действительно написал Иешуа бен Элеазар бен Сира, живший в Иерусалиме реальный человек - писец и книжник. Написал он ее около 180 г. до н. э. и выразил в ней все накипевшее. А накипело у него много:
|