Империя Антиохающих греков на бои гладиаторов, а в столице Антиохии построил храм в честь Юпитера. Он даже попытался организовать в империи выборы в городские управы на римский республиканский манер, после чего греки переименовали его из Епифана («божественного») в Эпимана («психа»). А при чем здесь евреи? А при том, что Антиох начал вторгаться в их приватность не на греческий, а на римский манер. Антиох пытался реорганизовать всю свою империю на римский манер, ибо как побежденный понял силу своих победителей. Сила эта была в четком политическом устройстве страны, более передовом, чем у империй Востока. Самих римлян даже в Италии было очень мало. Но захватывая постепенно прочие итальянские города, римляне вводили в них римское гражданство для жителей при сохранении прежней системы самоуправления. Одновременно они строили свои римские города на подчинившихся территориях. Все это спаивало разрозненные италийские племена и кланы в единый римский народ. Империя Антиоха охватывала современные Турцию, Ливан, Сирию, Иорданию, Ирак, Израиль и часть Ирана. Десятки народностей были под его скипетром. Естественно, все они были подданными греческого правителя. Но Антиоху захотелось ввести у себя в империи еще некий особый вид гражданства, основанный на личной ему преданности. Так сказать, не гражданин селевкидской империи, а гражданин Антиоха Епифана, «антиохиец». Историки проследили эту политику, изучая, как менялись надписи на селевкидских монетах, чеканившихся в разных городах империи. При этом он хотел ввести сословия как в Риме, не обязательно именно плебеев и патрициев, но, например, привилегированное сословие всадников. И он его ввел! Они стали называться хиппи, не в смысле те, кто хиппует, а в смысле те, кто скачет на лошади (лошадь по-гречески хиппос, отсюда «ипподром»). Вышеупомянутые эллинизированные евреи восприняли эту идею с восторгом. Империя Антиоха им пришлась по вкусу. Мы все в душе хиппи! Разве не видно? И они стали «антиохийцами». Хасиды их прокляли, и страна оказалась на грани гражданской войны. Грань эта была преодолена когда обострилась борьба за пост первосвященника Храма, а первосвященник по совместительству был головой и всей общины. Возникла очень неприятная ситуация когда разные претенденты на это место стали давать взятки царским чиновникам, заискивать перед самим царем, обещать ему увеличение поступления налогов и прочие блага. В быстрой последовательности сменилось несколько первосвященников, причем не обошлось и без убийства. Антиох сначала все это терпел, тем более, что ему позарез нужны были деньги на военные нужды, а храмовая казна в Иерусалиме была полна. Грех было этим не воспользоваться. Не то, чтобы он просто взял и ограбил. Антиох поступил как позже Петр I, который на военные нужды снял медные колокола с церквей. Государственная необходимость. У Антиоха тоже была государственная необходимость. Первосвященники попокладистей готовы были ему эти деньги дать. В сентябре 170 г. до н.э., прогреческий первосвященник Менелай открыл Храмовую казну царю. Хасиды взбунтовались, и в Иерусалиме начались драки между ними и сторонниками греческих порядков «антиохийцами». Антиох как раз шел
|