Указы Антиохавоевать с Египтом. Потому в тот момент он в событие не вмешался, евреи успокоились сами, но лишь на время. В 168 г. до н. э., во время успешно продолжавшегося похода Антиоха Ецифана против птолемеевского Египта, распространились слухи о смерти царя. Они послужили сигналом к восстаниям в ряде городов Селевкидской империи, в том числе и в Иерусалиме. В Иерусалиме, правда, это было не восстание против царя, а продолжение гражданской войны между «антиохийцами» и хасидами. Пожать лавры победы над Египтом Антиоху не дали римляне, которые ультимативно потребовали от него убрать войска из Египта. Злой возвращался домой Антиох, а тут еще эта еврейская грызня. Пришлось вмешаться. Антиох захватил Иерусалим, пробил бреши в городских стенах и разместил в построенной им крепости Акре греческий гарнизон. Присутствие в священном городе чужеземцев, принесших с собой языческие культы, не встретило сопротивления ни со стороны Менелая - ставленника царя, ни со стороны эллинизированных жителей города. Но грызня между претендентами на пост первосвященника и их партиями продолжалась, с ней и неспокойствие в стране. Наконец у «Божественного» лопнуло терпение. Ребята, сказал он священникам, если вы никак не можете определиться со своим Храмом, решать буду я. Вместо очередного своего ставленника на пост первосвященника Антиох решился на коренные изменения. И он задумался о еврейской религии как таковой. Постичь ее он не смог, но усилия приложил. Для него, грека, было само собой разумеющимся, что римский Юпитер и греческий Зевс - это одно и то же. А Венера это Афродита, она же сирийская Астарта, она же вавилонская Иштар. Где-то подсознательно он понимал, что боги везде одни и те же, просто разные народы их по-своему зовут. Он заметил, что не только евреи, но и финикийцы не делают идолов. Вместо изображения бога они ставят алтарь или иной культовый камень. Потом он обратил внимание, что у финикийцев есть молодой и веселый бог Адонис, а ему у жителей Междуречья соответствует Таммуз. Из греческого пантеона этим богам соответствовал Дионис, в честь которого греки устраивали веселые праздники. Мысль Антиоха поплыла дальше по этим ассоциациям. А вот еврейский Суккот, праздник кущей, все эти веточки, шалашики, все стекаются в Иерусалим, народ радуется. Это же так похоже на наши Дионисии. Мало того, Дионис - это не только бог вина, но и «бог небес». И тут Антиоха осенило: еврейский Всевышний - это же наш родной Дионис, только евреи все переврали по недоумию. Вот сейчас я им глаза открою, мозги вправлю, и мы все заживем как одна семья. Сказано - сделано. Вышеописанные размышления побудили Антиоха издать летом 167 г. до н. э. ряд указов, направленных против иудаизма как религии. Грек Антиох совершенно не понимал и не принимал еврейский обряд обрезания и полагал его варварским пережитком. При чем же здесь обрезание, когда Дионис? Он не стал бы сильно закручивать гайки, но он видел, что часть евреев уже совершенно огречились, и в туниках ходят, и от обрезания отказались. Остальных же надо немного подтолкнуть и все наладится. Но одними указами дело не ограничилось. Одновременно были описаны храмовые сокровища, а Храм превращен в святилище Зевса Олимпийского, где
|