Смерть Йонатана Маккавея, Шимон Маккавей возглавляет евреевДальше, вы будете смеяться, появился еще один претендент на Селевкию сын Александра Баласа, Антиох VI. Не обремененный ненужной в государственных делах порядочностью, Йонатан Маккавей быстро перешел на сторону последнего и принял деятельное участие в войне против своего вчерашнего благодетеля Деметрия. Шел уже 143 г. до н. э. Очередной Антиох победил, еще больше расширил границы Иудеи, но его советники, поразмыслив о набирающем силу еврее, обманом арестовали Йонатана Маккавея, а позже в этом же году убили. Теперь Шимон Маккавей, очередной брат Иуды Маккавея, возглавляет евреев. Выбор у него был небольшой, провозглашать независимость он так же еще не решался, и поэтому евреи вновь присягнули на верность Деметрию. Шимон Маккавей стал первосвященником самочинно. Тут умер Антиох VI, но греческая гражданская война продолжалась. Тогда Шимон Маккавей послал посольство в Рим, предлагая союз. Римляне снизошли и консул Люциус Цецилиус Металл союз заключил. Деметрий решил сохранить лицо, утвердил Шимона Маккавея в сане первосвященника, а Иудею освободил от уплаты налогов, то есть фактически даровал ей независимость. Иудейское государство в полном смысле было восстановлено в 142 г. до н. э. Нельзя сказать, что в мгновение ока все греческое было забыто, а национальное восстановлено. Эллинисты остались и даже царь иудейский мог носить, например, имя Александр, как Александр Янай. Однако накал противоречий резко спал. В 141 г. непобежденные защитники Акры выторговали себе право уйти с миром из Иерусалима. С восстановлением национального государства исчезла или, по крайней мере, временно отдалилась, опасность исчезновения еврейского народа и религии. В 140 г. евреи закрепили за Шимоном Маккавеем и его потомками государственную и религиозную власть. Пожалуй, впервые теперь появилось время вместо вопроса «в кого верить?» заняться вопросом «как верить?». И на сцену вышли саддукеи и фарисеи. Можно сказать, что саддукеи, цдуким, были наследниками эллинистов, а фарисеи, прушим, соответственно хасидов. Действительно, саддукеи в обыденной жизни были более либеральными людьми и смотрели на жизнь широко. Фарисеи же ратовали за сохранение традиций. Но борьба между двумя этими течениями качественно была иной. Противостояние эллинистов и хасидов было фактически противостоянием секулярной и религиозной частей общества. Противостояние саддукеев и фарисеев же происходило внутри религии. Фактически впервые мы можем говорить здесь о чисто религиозных течениях. Садок, именем которого было названо первое течение, был основателем одной из семей священников, выдвинувшихся еще при Давиде. В Великом Собрании, или Синедрионе, Санхедрине, саддукеи имели явное большинство и были, как сказали бы сейчас, правящей партией. Будучи все из хороших семей, они поделили между собой храмовые и священнические должности. Однако мы знаем, что саддукеи не чурались и светской карьеры. Среди них было много богатых торговцев, армейских и гражданских чинов. В отличие от эллинистов саддукеи были патриотами своего народа и своей вновь отво-
|