Бергсон (Bergson) Анри
"В знак признания плодотворных и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с к-рым эти идеи были выражены" Бергсону была присуждена НП по литературе (1927).
Бергсон (Bergson) Анри (1859-1941) - еврей, французский философ. Родился в Париже. В 1868-78 Бергсон учился в парижском лицее Кондорсе. Изучал философию в Эколь нормаль сюп ерьер. После получения диплома с 1881 преподавал философию в Анжерском лицее, затем в Клермон-Ферране, где впервые выдвинул идею непрерывного творческого импульса вселенной. За свою первую основополагающую работу "Непосредственные данные сознания" (1889) и за диссертацию об Аристотеле он был удостоен степени доктора философии Парижского ун-та. В 1891 Бергсон возвратился в Париж, женился на Кэтрин Левинсон, женщине в семье которой были евреи и ирландцы и в течение последующих восьми лет преподавал в лицее Генриха IV. В 1900 Бергсон получил кафедру греческой философии в Коллеж-деФранс, уступающий по интеллектуальному уровню разве что Сорбонне. Лекции Бергсона, как и его книги, отличались блестящим стилем и принесли ему всемирную славу. В 1914 Бергсон стал членом Французской Акад. Он принимал активное участие в политич. жизни Франции. Был президентом комитета Лиги Наций по интелл. сотрудничеству.
В 1940,
после капитуляции Франции перед нац. Германией, - Бергсон возвратил все свои ордена и награды, отказался от предложенных ему привилегий и, несмотря на свой преклонный возраст и болезнь как еврей, прошел унизительную регистрацию, чтобы подчеркнуть свою солидарность с преследуемыми евреями.
Первая его основополагающая работа - "Непосредственные данные сознания" вышла в 1889. Далее последовали: "Материя и память" (1896) - размышления об отношении мозга к сознанию, "Смех" (1900) - небольшое, но острое эссе о природе смешного, "Введение в метафизику" (1903) рассмотрение различий между естественными науками и философией. Следующая работа, ставшая эпохальной, "Творческая эволюция" (1907) оказала огромное влияние не только на академич. круги, но и на широкую читающую публику. Читателей подкупало не только содержание книг Бергсон, но и стиль изложения, ясность и убедительность рассуждений. Такие разные художники, как Клод Дебюсси, Клод Моне, Марсель Пруст, Поль Валери, Андре Моруа, обращались к Бергсону, за вдохновением. А на философов - Джона Дьюи, Самуэла Александра и Альфреда Норта Уайтхеда - творчество Бергсона оказало значительное воздействие. Его представления о времени и сознании отражены в произведениях Томаса Манна, Вирджинии Вулф и др. выдающихся писателей. Его представления о войне нашли свое отражение в статьях "Значение войны" (1914) и "Эволюция германского империализма" (1914). Представления Бергсона о религии нашли свое полное выражение в его последней работе "Два источника морали и религии" (1932).
|