Как же проходил сам захват Ханаана ?го дома, он точно знает, что на этом месте в определенное время евреи уже жили. Но как же проходил сам захват Ханаана? Так как Ветхий Завет описывает и военное (Иисус Навин, главы 5 - 12) и мирное (книга Судей, главы 1, 4 - 5) заселение евреями земли Ханаанской, то среди исследователей периода началась полемика. Начало ей еще в ранних 1930-х положили два немца - Альбрехт Альт и Мартин Нот. Они опубликовали статью «Die Landnahme de Israeliten ш Palestina» - «Расселение израильтян в Палестине». Они так и написали - «расселение», не захват. Они полагали, что кочевники-скотоводы евреи могли мирно проникать на земли малоинтересные для оседлых земледельцев страны. Согласно книге Судей 1:27 - 36 и 3:1 - 6, еще в эпоху судей ханаанцы (или хананеи) продолжали населять области колен Манассии (Менаше), Ефрема (Эфраима), Завулона, Асира (Ашера) и Неффалима (Нафтали). А если точнее, полукочевые евреи колен Манассии, Ефрема, Завулона, Асира и Неффалима жили на землях, оседло занятых ханаанцами. Иевусеи сохраняли власть в Иерусалиме вплоть до эпохи Давида, аморреи - в центральной Палестине и на рубеже Ливанских rop. Независимыми были также пять опорных финикийских (филистимских) городов, откуда их властители вскоре предприняли успешный поход для покорения Палестины. Информация о захвате Иерусалима также имеет противоречивый характер, в дополнение к этому среди исследователей отсутствует единое мнение о достоверности фактов, приведенных в Книге Иисуса Навина (Иешуа бен Нун). Две книги Ветхого Завета - Иисуса Навина и Судей - рассказывают нам о ранней жизни евреев в земле Ханаанской, Эрец Исраэль, когда будущая еврейская столица и святыня была еще в чужих руках. В Книге Иисуса Навина и упоминается «Адониседек, царь Иерушалаима», возглавлявший союз аморрейских царей против города Гаваон (или Гивон), который сдался Иисусу Навину в начале израильского завоевания. Дальше начинаются загадки истории, а точнее загадки письменных свидетельств. В Книге Иисуса Навина, глава 10, рассказывается о том, что израильтяне под предводительством Иисуса Навина нанесли поражение Адониседеку и его союзникам в битве вблизи Гаваона, однако отсутствует однозначное указание на то, что Иерусалим был занят ими. В Книге Судей, которая идет после книги Иисуса Навина и повествует о войнах, которые вел Израиль после смерти этого славного воина, упоминается, что воины колена (рода, клана) Иуды сражались в Иерусалиме и завоевали его. (Книга Судей 1:8.) С другой стороны, из Книги Иисуса Навина мы знаем, что они не сумели преодолеть сопротивление иевусеев - жителей города. И, наконец, опять же в Книге Судей провал попытки завоевания города приписывается колену Вениамина. (Книга Судей 1:21). О захвате Иерусалима у нас подробный рассказ впереди, а сейчас нас интересует как все начиналось, то есть как брали Иерихон. Пока народ все собирался с силами, два великих стратега - Моисей и Иисус Навин - сели еще раз подумать и все взвесить. Вроде бы вожди небольшого кочевого народа, они оперировали широкими понятиями, которые сейчас называют «геополитическими». Время действия где-то в пределах
|