Историки об Исходерованной египетской истории, силясь в ней увидеть намеки на еврейское присутствие или еврейский исход. Город Раамзес, который строили подневольные евреи, упомянут в Торе. Название такое могло появиться при фараонах XIX династии, единственной династии, где фараонам давали такое,имя. Рамзесов было три. Рамзес 1 правил около 1295 г. до н. э. Рамзес 2 был его внуком. Его правление ближе к 1250, но он умер раньше этого года. Его мумия сохранилась и сейчас находится в Каирском музее. Никаких точных свидетельств о том, что Рамзес был притеснителем евреев или что при нем произошел исход, археологи не нашли. И тогда историки стали спрашивать археологов и друг друга, а правильно ли мы вообще датируем древнюю историю Ближнего Востока? Попытки переделать хронологию были нередки, и на нашей памяти таких попыток минимум две - труды И. Великовского в 1950-х гг., и работы А. Фоменко в 1990-х. Но тут традиционные историки стали искать соломинки, чтобы ухватиться и остаться на плаву. Таких соломинок они нашли сразу четыре. В древней истории есть минимум четыре точные даты конкретных событий. Во-первых, в 664 г. до н. э. ассирийский царь Ашурбанипал действительно захватил египетский город Фивы. Этот факт подкреплен множеством утверждений, причем из самых разных источников. Во-вторых, египетский фараон Шошенк I, основатель 22-й династии, это действительно библейский Шишак (Сусаким), который согласно Третьей Книге Царств разграбил Иерусалим и Храм в пятый год царствования иудейского царя Ровоама. Произошло это в 925 г. до н. э. Тому в подтверждение кроме Танаха остались египетские барельефы с конкретным указанием захваченных фараоном ханаанских городов. В-третьих, из египетских папирусов точно вытекает, что фараон Аменхотеп 1 взошел на престол в 1526 г. до н. э., а с 1550 г. до н. э. началась в Египте эпоха Нового Царства. Наконец, в-четвертых, по данным сохранившихся папирусов выходило, что 52-й год правления Рамзеса II приходится на 1228 г. до н. э., и значит, он взошел на престол в 1279 г. до н. э. С этими четырьмя аргументами традиционные историки ринулись защищать свою хронологию и здорово обожглись. Оказалось, если уж очень вдумчиво копать, то Шишак и Шошенк могут быть двумя разными личностями, и данные папирусов о датах правления Аменхотепа и Рамзеса можно трактовать по-разному. Незыблемой осталась только самая молодая дата - захват ассирийцами Фив в 664 г. до н. э. Практически любая дата до этого года не является точной, включая и дату Исхода. Так, например, археологи нашли в Египте надпись на стене, которая гласит, что «в восьмой год своего царствования фараон Рамзес Второй разорил Шалем (Иерусалим)», и по другим ссылкам в этой надписи и их расчетам получилось, что это произошло в 925 г. до н. э., то есть в год когда Иерусалим после смерти Соломона грабил фараон Шошенк... Пока в этом вопросе туман полный. Путь Исхода более-менее ясен. Стартовая точка - это город Раамзес в восточной части нильской дельты . Путь следования также указан в Танахе : из Раамзеса в Суккот, затем в Этам, далее в
|