Еврейские законыВполне понятно желание евреев дистанцироваться от всего египетского, в том числе и от законов. Благо в родной Азии в законодательстве не было недостатка и можно было черпать полной ложкой из юридических сборников других народов. До нас дошли в своей большей части законы Хеттской империи, Ассирии (Среднеассирийские законы), Вавилона (законы Хамураппи), и все они были разработаны и записаны до даты Исхода. Законы эти, хотя и делали положенные реверансы перед местными богами, обычно во вступлении, были совершенно практической смесью уголовного кодекса, уголовно-процессуального кодекса, трудового законодательства и семейного права. Хеттов интересовали убийства: «Если кто-нибудь убьет во время ссоры мужчину или женщину, то он должен сам доставить труп; 4 головы он должен дать взамен, мужчин или женщин соответственно, и он отвечает своим домом». Вавилоняне опасались краж: «Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит». А ассирийцы, горячий народ, старались уберечься от изнасилований: «Если замужняя женщина шла по улице и мужчина схватил ее и сказал ей: «Познаю-ка я тебя!»- то если она не согласилась, оборонялась, но он взял ее силой и познал ее, и его застигли на замужней женщине, либо же свидетели уличили его в том, что он познал эту женщину (насильно) - то его должно убить, а женщине наказания нет». Если строчка за строчкой сравнивать еврейские законы с законами соседних народов, то мы найдем много совпадений и полусовпадений. Часто еврейские законы оказываются более суровыми. Вот пример со скотоложством:
|