Кровная месть у евреев36:7 чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих; Кровная месть была тем институтом, который давал кочевнику чувство личной безопасности. Идея кровной мести проистекает из самого образа жизни кочевника, когда клан - это все, а отдельная личность - ничто. При такой психологии агрессивный акт постороннего человека по отношению к члену клана расценивается как нападение на весь клан. Убийство, разумеется, есть самая тяжкая агрессия, и кровная месть неминуема. Когда евреи были кочевниками, именно так они себя и вели. Но позже, когда они стали переходить к оседлому образу жизни, кровная месть перестала быть необходимой. Однако сразу вытравить из сознания людей старый закон было очень сложно, поэтому евреи времен Иисуса Навина придумали компромисс: 7 И отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, и Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, на горе Иудиной; 8 за Иорданом, против Иерихона к востоку, отделили: Бецер в пустыне, на равнине, от колена Рувимова, и Рамоф в Галааде от колена Гадова, и Голан в Васане от колена Манассиина; 9 сии города назначены для всех сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, дабы убегал туда всякий, убивший человека по ошибке, дабы не умер он от руки мстящего за кровь, доколе не предстанет пред общество на суд. Книга Иисуса Навина, гл. 20 Кровная месть касается и военных операций. Если войско подошло к городу и город сдался, его жителей нещадно грабят, но оставляют в живых. Если город оказал сопротивление и пролилась кровь - после взятия города всех жителей убивают. Этот обычай кочевников сохранился на века, и так же вели себя монголы Чингисхана и войны Тимура спустя три тысячи лет. Гостеприимство тоже вытекает из условий жизни кочевника. Человек в пути может получить травму, заболеть, остаться без воды и пищи. Такому несчастному другой кочевник предоставляет кров и пищу автоматически, так как знает, что он сам может оказаться в подобной ситуации. Оседлые жители также знали этот закон кочевников и также старались соблюдать его, ибо и им приходилось следовать по делам из города в город по долгим дорогам, а что случится в пути никому не известно. Поэтому и читаем в книге Бытие: 14:17 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; 18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего. Салим - это Иерусалим, о котором у нас подробная речь попутно заметим, что ко времени Авраама город этот существовал.
|