Эстафета еврейской историиХроника сконцентрирована на евреях Европы, с единичными упоминаниями Багдада; Персии и Турции. Последняя страна упомянута в связи с переездом в нее евреев из погрязшей в инквизиции Испании в 1492 г. Ха-Коэн не отметил притеснений евреев в мусульманских странах. Рабби Иосиф был врачом и историком. Он родился в Испании и умер в Генуе. Помимо истории евреев Европы он написал книгу «Хроники», в которой описал мировую историю с момента падения Римской империи. В этой книге ха-Коэн притеснений евреев не касается. Еще один испанский еврей, Авраам бен Шмуэль Закуто, прославился как астроном, математик и историк. Он родился в Саламанке в 1450 г. и умер в Турции после 1510 г. Его хроника называется Сефер Юхасин, «Книга генеалогий», которая помимо евреев описывает многие народы, включая монголов и татар. Это редкая хроника, в которой тема преследований и гонений на евреев не выходит на первый план. Затем эстафету перехватили европейцы. В 1766 г. Роберт Миллар написал «Продолжение истории евреев Иосифа Флавия и их рассеяния на Востоке и Западе». Ханна Адамс написала «Историю евреев» в 1812 г. В 1820 г. Джон Бигланд выпустил «Краткую историю евреев для использования в школах». Как и любой учебник, эта книга выдержала несколько переизданий до 1839 г. Одновременно Генри Харт Мильман в 1829 г. выпустил свою «Историю евреев». Видимо, именно эта книга стала самой популярной историей евреев на следующие сто лет. Она переиздавалась в 1863, 1866, 1878, 1883, 1921 и 1930 гг. Ею пользовался и Генрих Грец. Книгу Мильмана, уже как раритет, переиздали в 1986 г. В 1876 г. немецкий ученый еврейского происхождения Генрих Грец (1817- 1891) закончил свой капитальный труд Geschichte der Juden, «История евреев», который он писал с 1853 г. и который был в 1891 - 1898 гг. переведен на английский язык и опубликован в 6 толстых томах. На русский язык он был переведен в 1907 - 1908 гг. и вышел в свет в 12 томах. Написанный с немецкой скрупулезностью, этот труд сейчас читается с усилием. Как бы то ни было, именно эта работа стала отправной точкой для всей современной еврейской историографии, разделив ее на периоды «до Греца» и «после Греца». Так как эта работа тоже была в большой степени продолжением традиции «юдоли слез», христианские историки подвергли ее жестокой критике за «предвзятое» описание преследований евреев христианами. Грец получил всемирную известность, стал в 1869 г. почетным профессором в Пруссии и в 1888 г. написал облегченный вариант своей истории, который уложил лишь в три тома. Его пример взбудоражил умы, и в 1892 г. Сайрус Адлер, Александр Кохут и Саббато Мораис создали Американское Еврейское Историческое Общество, которое стало выпускать скучные научные тома с периодичностью примерно в полтора года. Примеру американских евреев последовали евреи Англии. В 1893 г. Исидор Шпильман и Фредерик Мокатта со товарищи организовали Еврейское Историческое Общество Англии, которое издало множество ценных, но скучных книг, включая «Очерки еврейской истории» Люсьена Вольфа, «Исследования англо-еврейской истории» Г.П. Стокса и «Историю евреев Англии» А.М. Хаймсона.
|