Заглавная страница сайта
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ

 -- 1. Евреи их история
 2. Эстафета еврейской истории
 3. Еврейские историки
 4. Всплеск интереса к евреям
 5. Гордис еврейская нация
 6. Библейская археология
 7. Адам первый человек на земле
 8. Каменный век и человек
 9. Месопотамия Шумер Аккад Ур
 10. Жители междуречья
 11. Ранние евреи
 12. Кровная месть у евреев
 13. Религия и племя

ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
 14. Религиозность древнего мира
 15. Основные цифры
 16. Отсчет от даты храма и исхода из Египта
 17. Дата пребывания евреев в Египте

 Карта Израиля. Map of Israel.


ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ


Гордис еврейская нация

в социальном смысле человек развивается очень быстро и подходить к обществу 427 г. или 1427 г. нужно с одними мерками, а к обществу 1927 г. - с другими. Осталось понять, насколько быстро развивалась психология людей в разные периоды. Априори мы понимаем, что в XX в. в умах людей произошли колоссальные изменения. Но это именно в ХХ в. Сейчас каждое десятилетие приносит нам нововведений и изобретений больше, чем раньше целые эпохи. Современный историк живет в этом ритме и подсознательно переносит свою психологию на описываемых исторических персонажей. Но они то думали по-другому. У них была другая шкала ценностей. У них было другое ощущение хода времени. Часто историку трудно честно признаться, что он не знает, как думали люди в описываемый им период. У него остается спасательным кругом знание того, что они сделали. Это сильно помогает, когда у нас куча исторических документов под рукой, но не когда дело касается событий 4000-летней давности, Как ни крути, остается все же психология. Так как мы не можем полностью влезть в мозги человека времен Древнего Рима или Средних веков, нам остается искать компромисс между нашей психикой и общепринятыми представлениями об историческом процессе с учетом темпа развития человеческого разума во времени.

Попытки осмысления этого 4000-летнего пути ставят перед исследователями и более широкие задачи, в которых история сливается с философией, психологией и социологией. Поэтому Дэниэл Гордис из Университета иудаизма Лос-Анджелеса пишет в 1997 г. книгу «Нужны ли евреи миру?». Это удивительное название для книги. Невозможно представить себе книги «Нужны ли эстонцы миру?» или «Нужны ли грузины миру?», но концепция избранности позволяет Гордису занять ЗОО страниц рассуждениями о том, что значит быть избранным народом. Если евреи выжили, то что они хотели этим сказать? На вопрос в заглавии автор в книге не отвечает, а скорее приглашает к дискуссии на эту тему. Гордис взялся и за другую сложную проблему, а именно попытку объяснить, почему американские евреи продолжают жить в изгнании, в галуте, в диаспоре и не едут в Израиль. Всем ясно, почему они не едут, кроме Гордиса. Но автора раздражает, что высокие идеалы иудаизма расходятся с делами, и верующий, кипу носящий Гордис пытается объяснить, почему он продолжает жить в Лос-Анджелесе, а не в Иерусалиме.

Цви Биск на основании истории попытался предсказать развитие еврейской нации в XXI в. в своей книге «Будущее евреев» (Futurizing the Jews. Alternative Futures for meaningful Jewish existence in the 21" century. Test- port - London, Praeger, 2003). Осторожно высказывает он мысль, что если евреи перестанут стараться выделиться и встанут в одну шеренгу с остальными народами, то все пойдет хорошо. Особенно раздражает Биска укоренившееся противопоставление избранного народа и всех остальных, противопоставление евреев и гоев. Автор считает, что противопоставление это не оправдано исторической необходимостью и ничего кроме вреда не приносит. Есть и другие книги, зовущие к острым дискуссиям.

Но для истории еврейской нации есть еще и специфическая историографическая проблема. Ранняя история евреев базируется на Библии, а это свя-

Предыдущая страница Следующая страница



Hosted by uCoz