Заглавная страница сайта
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ

 -- 1. Евреи их история
 2. Эстафета еврейской истории
 3. Еврейские историки
 4. Всплеск интереса к евреям
 5. Гордис еврейская нация
 6. Библейская археология
 7. Адам первый человек на земле
 8. Каменный век и человек
 9. Месопотамия Шумер Аккад Ур
 10. Жители междуречья
 11. Ранние евреи
 12. Кровная месть у евреев
 13. Религия и племя

ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
 14. Религиозность древнего мира
 15. Основные цифры
 16. Отсчет от даты храма и исхода из Египта
 17. Дата пребывания евреев в Египте

 Карта Израиля. Map of Israel.


ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ


Еврейские историки

Знаменитый историк Семен (Шимон) Дубнов, еврей из Белоруссии, постарался в 1900 - 1920-х гг. сделать историю евреев более доступной. Сначала он издал свою многотомную общую историю евреев, после трехтомник по истории евреев Восточной Европы, а потом еще и сжатую краткую общую историю евреев. Краткость оказалась во вред этому труду, так как охватить тему он не смог и книга кажется поверхностной. Многотомник же, как и все многотомники, наоборот, получился вязким и малоинтересным. Тем не менее это был самый значительный труд со времен Греца. Это была первая история евреев, в оригинале написанная на русском языке. Дубнов имел свою философию, которую обычно называют светским еврейским национализмом. Опираясь на доктрину культурной автономии для национальных меньшинств, он не полагал Палестину «духовным центром» евреев, в чем сильно расходился с другим еврейским светским философом Ахадом ха-Амом, который Палестину ставил во главу угла. Если историк имеет свою философскую точку зрения, его труд нельзя считать непредвзятым, так как он начинает служить не описанию и анализу реальных событий, а защите своей точки зрения.

Дальше историков прорвало. Общие труды по истории евреев стали появляться с завидной регулярностью, чаще всего на английском языке. В первой половине ХХ в. свет увидели «Истории евреев» Пола Гудмана (1911, переиздана в 1939 и в 1941), Макса Райзина (1919), Абрама Леона Сахара (1930), Соломона Грайзеля (1947 и дальнейшие переиздания) и несколько других, о чем подробнее см. в Списке литературы. К этому Сало Уитмайер Барон добавил в 1937 г. «Социальную и религиозную историю евреев», а позже и «Экономическую историю евреев». Добавим к этому множество историй евреев в отдельных странах (см. Список литературы в конце книги). У каждого был свой подход. Грайзель, например, начал свою историю евреев с периода Хасмонеев, объясняя, что периоды Праотцев, Моисея, Давида и Соломона, двух царств не оказали влияния на современное состояние евреев в мире.

К этому времени поспела идея, что историю евреев надо не оплакивать, а возвеличивать. Наиболее ярко этот подход выразил Сесил Рот в своей книге «Еврейский вклад в цивилизацию» (The Jewish contribution to civilization, Меч York - London, 1940), где он возвеличил, так возвеличил. Рот был плодовитым писателем и до этой книги успел выпустить «Историю марранов» (1932), «Историю евреев Венеции» (1933), «Обобщающий взгляд на еврейскую историю» (1935) и несколько других работ. Наконец, в 1966 г. в Израиле вышел его совместный с Максом Вурмбрандом капитальный труд «Еврейский народ: - 4000 лет выживания». Этот труд не столь ценен новыми фактами, сколько обилием редких иллюстраций, включая карикатуры на царя Николая Первого и королеву Викторию, касающиеся их отношения к евреям.

Далее к теме обращались не раз. Ей посвятили отдельные книги Макс Даймонт, Илан Халеви, Говард Фаст (пока не переведена на русский язык, но мы не застрахованы от этого), Пол Джонсон (переведена на русский язык), Ш. Эттингер (переведена на русский язык) и другие. Эти авторы, особенно Даймонт, постарались отойти от описания еврейской истории как сплошной «юдоли слез», но частично впали в другую крайность: они сосредоточились на гениях и постарались от души, превознося Маймонида, Спинозу, Франка.

Предыдущая страница Следующая страница



Hosted by uCoz